Модель А

Изучение соционики позволило создать более детальную модель информационного метаболизма, которую в последствии назвали «модель А» по первой букве фамилии психолога, разработавшего соционическую концепцию. Данная модель показывает баланс функций в психике конкретного индивидуума и его реакцию на воздействия со стороны внешнего мира.

Модель А представляется в виде прямоугольной таблицы из восьми ячеек, каждая из которой обозначает определенную функцию, означающую круг деятельности и реакций.

  • Базовая – через нее происходит процесс восприятия мира, осуществление программы действий, не подвержена влиянию.
  • Творческая – гибкая, поэтому не столько категорична в приеме новой информации, как предыдущая, определяет, каким образом реализовать программные функции.
  • Ролевая – включается в незнакомых ситуациях или когда базовая и творческая не справляются, если нужен новый резерв восприятия информации.
  • Болевая – достаточно дискомфортная функция, нередко ведет к искажению информации (болевая интуиция может преувеличивать какое-то малозначимое событие и принимать серьезные меры по предотвращению).
  • Внушаемая – здесь человек при восприятии информации относится к ней достаточно серьезно, безоговорочно доверяя источнику, воздействием на данную функцию можно изменить внутреннее состояние в целом.
  • Активационная – тут задается вопрос «подходит ли мне это?», опираясь на сравнение с окружающим миром.
  • Наблюдательная – через данную функцию человек способен воспринять и обработать информацию, но в то же время вместо того, чтобы действовать самому, занимается критикой других.
  • Демонстративная – действенная, проявляется без объяснений.

Именно в таком порядке функции представлены в таблице «модели А». 1, 2, 7, 8 – являются сильными, а 3, 4, 5, 6 – причислены к слабым.

Модель А состоит из двух колец.

Ментальное (функции 1, 2, 3, 4)

Осознанные аспекты, полный контроль протекающей информации. Кольцо состоит из двух блоков:

  • Эго (1, 2) – осознанные, сильные функции;
  • Супер эго (3, 4) – поддающиеся влиянию окружающих, на них можно произвести воздействие извне. При этом работа с данными функциями вызывает дискомфорт.

Витальное (5, 6, 7, 8)

Подсознательные аспекты, действия, которые человек не осознает. Витальное кольцо разделяется на 2 блока:

  • Ид (7, 8) – сильные функции, по которым происходит удовлетворение базовых потребностей;
  • Супер ид (5, 6) – слабенькие, неосознанные. По ним человек только потребляет, принимая информацию от других и подталкивая их на выдачу этой информации.

1, 3, 5, 7 – акцептные функции, т.е. те, которые ставят цели.

Левая сторона модели содержит в себе инертные функции – накопление знания, сложно включается в работу, заторможенная реакция из-за анализа полученных данных. В связи с чем эти функции немного уязвимы.

Контактные функции – более поверхностные, меньше прорабатывают тему, быстро реагируют на внешний раздражитель, менее уязвимые.

Расположение функций

В данной модели аспекты расположены парными признаками, взаимоисключающими друг друга, порядок расположения следующий:

  • Иррациональность – рациональность;
  • Экстраверсия – интроверсия;
  • Логика – этика;
  • Сенсорика – интуиция.

У иррационального человека в первой ячейке ставится логика или этика, в случае присущей рациональности – сенсорика или интуиция. Если экстраверт, то цвет аспекта – черный, интроверт – белый.

В следующих трех ячейках располагаются аспекты с тем же признаком статики и динамики, как и в первой, но цвета чередуются вместе с признаком рациональности.

Остальные функции меняют цвета на противоположные, отзеркаливая верхние четыре.

  • Этика эмоций (черная) – все, что связано с эмоциями: радость, грусть, страх, эйфория и т.д. Управляет энергетическими процессами
  • Этика отношений (белая) – осознание добра и зла, мораль, религия
  • Деловая логика (черная) – профессиональные качества, вопросы бизнеса, финансы
  • Структурная логика (белая) – умение аргументировать и структурировать сведения, понимание логической взаимосвязи
  • Интуиция возможностей (черная) – раскрытие сути людей, явлений. Все, что связано с талантами, нововведением, мистикой
  • Интуиция времени (белая) – прошлое, будущее, понимание времени. Ожидание, воспоминания, предчувствия
  • Волевая сенсорика (черная) – внешность, физические показатели. Власть, воздействие на материальные объекты
  • Сенсорика ощущений (белая) – все физические ощущения, потребности, вкусовые рецепторы

Все представленные выше аспекты являются своеобразными «фильтрами», через которые человек воспринимает и передает информацию.

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.


    Вы можете авторизоваться на сайте через:
    Vkontakte
    Наверх